Новости

Carnelutti Russia
Назад

Новостная рассылка: все новеллы за первый квартал 2021 года


В НАСТОЯЩЕМ НОМЕРЕ:

Миграционное Право
Корпоративное Право
Персональные Данные
Налоговое Право
Антимонопольное Право
Процессуальное Право


1. МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО


Распоряжение Правительства РФ от 6 февраля 2021 № 258-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р»

Согласно Распоряжению высококвалифицированным специалистам и членам их семей (супругам, родителям, детям, усыновителям, усыновленным) разрешен многократный въезд в Российскую Федерацию при условии включения их в специальный список (с указанием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и даты въезда), направленный в ФСБ России и МВД России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – работодатель или заказчик работ (услуг).

2. КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО


Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях и международных фондах» и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Законом закрепляются особенности регулирования корпоративных отношений, в частности, устанавливается возможность проведения в 2021 году любых общих собраний хозяйственных обществ в заочной форме, в том числе по вопросам утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов.

Напоминаем, что в 2021 году очередное общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью должно быть проведено в период с 1 марта по 30 апреля 2021 года. Годовое общее собрание акционеров – с 1 марта по 30 июня 2021 года.

3. ПЕРСОНАЛЬНИЕ ДАННЫЕ


Федеральный закон от 24 февраля 2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Усилена ответственность за нарушения законодательства РФ в области персональных данных.

Внесены поправки в ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающие ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области персональных данных. Ответственность за такие нарушения больше не предусматривает возможность применения предупреждения, а размеры штрафов для всех субъектов административного правонарушения увеличены в два раза.

Повторное совершение некоторых нарушений законодательства РФ в области персональных данных выделено в отдельные составы правонарушений.

Кроме того, изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривают увеличение с 3 месяцев до 1 года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ в области персональных данных. Соответствующие поправки внесены в ч. 1 ст. 4.5 КоАП.

Изменения вступили в силу 27 марта 2021 года.

4. НАЛОГОВОЕ ПРАВО


Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Новый Федеральный закон вносит, в частности, следующие изменения:

1. Трансфертное ценообразование:

В случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей признания сделки контролируемой учитываются доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка.


2. Налоговое администрирование:

Срок, в течение которого налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, увеличен с 4 до 5 лет;

В числе обязанностей банковских организаций появилась обязанность по специальному запросу выдавать налоговым органам имеющиеся копии паспортов лиц, имеющих право на получение денежных средств, документов, относящихся к открытию, ведению и закрытию счета, а также информацию и другие документы о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.

Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Был принят Федеральный закон, который уточняет порядок определения НДФЛ касательно доходов от долевого участия. В частности, российская организация, получающая дивиденды и выплачивающая дивиденды физическим лицам, может зачесть ранее удержанный налог на полученные ею дивиденды при определении НДФЛ, подлежащего уплате в отношении доходов физического лица от участия в этой российской организации.

Письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС России выпустила письмо, в котором привела рекомендации для использования нижестоящими налоговыми органами в случае применения ст. 54.1 Налогового кодекса РФ. В письме, в том числе, разъяснено, что налоговому органу необходимо доказать направленность действий налогоплательщика на получение налоговой выгоды, а также исключить формальные претензии к налогоплательщику.

5. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО


Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»

Среди наиболее интересных позиций Верховного суда отметим следующие:

1. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия группы лиц подчиняются антимонопольным запретам наравне с отдельными участниками рынка.

Однако Верховный суд разъяснил, что формальное соответствие признакам группы лиц, установленным частью 1 статьи 9, не означает автоматическое отнесение такого лица к группе. Правила о группе должны применяться к лицам, не обладающим автономией от группы в своих действиях. Так, если лицо определяет свои действия на рынке независимо от группы, например в силу отсутствия у остальных участников группы достаточных правовых (договорных, корпоративных) и организационных (управленческих) средств влияния, то оно не подлежит отнесению к такой группе лиц.

2. Верховный суд дал пояснения по применению норм о злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке. Среди разъяснений мы отдельно отметим следующие:

(i) Нарушение договорных обязательств или иное недобросовестное поведение лица, занимающего доминирующее положение, в отношении других участников рынка нарушает антимонопольное законодательство в том случае, если возможность такого недобросовестного поведения связана с доминирующим положением нарушителя.

(ii) Верховный суд пояснил, что злоупотребление доминирующим положением может быть не связано напрямую с ценообразованием, но выражаться в навязывании невыгодных условий или в иных действиях, которые могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на рынке. Например, к таким действиям может быть отнесена продажа товара под условием, вынуждающим приобретать другой товар.

3. Верховный суд дал пояснения по вопросам доказывания наличия картельных соглашений между участниками рынка.

С одной стороны, намеренное следование общему плану поведения, ограничивающего конкуренцию к выгоде всех участников, может свидетельствовать о наличии картельного соглашения между такими лицами. С другой стороны, сама по себе схожесть поведения нескольких лиц не свидетельствует о соглашении об ограничении конкуренции, так как распространенная модель поведения может быть результатом адаптации под изменения рынка.

Само по себе наличие в соглашении условий, определяющих поведение его участников в отношении друг друга и третьих лиц не означает, что такое соглашение является картельным. Поэтому необходимо принимать во внимание доводы о наличии разумных причин в заключении такого соглашения, а также учитывать ожидаемое состояние рынка и положение его участников, если бы соглашения не существовало или фактическое влияние на состояние конкуренции на рынке в случае, если соглашение уже исполнено.

6. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО


Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза»

19 июня 2020 года вступил в силу федеральный закон, который дополнил АПК РФ статьями, направленными на защиту прав лиц, в отношении которых действуют иностранные ограничительные меры (санкции).

Так, установлена исключительная компетенция российских арбитражных судов в отношении (i) споров с участием российских граждан и юридических лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера со стороны иностранных государств или объединений и (ii) споров, основанием для которых послужили ограничительные меры, введенные в отношении граждан РФ и российских юридических лиц.

Указанные правила применяются, если иные правила рассмотрения споров не установлены международным договором Российской Федерации или соглашением сторон. Вместе с тем соглашение сторон не действует, если будет доказано, что ограничительные меры, введенные в отношении участника судебного разбирательства, препятствуют последнему в доступе к правосудию на территории иностранного государства.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

С 8 января 2021 г. действие моратория на банкротство в отношении должников, ранее подпадавших под действие моратория на банкротство, прекращено.

Обращаем при этом внимание, что Правительство РФ по-прежнему обладает правом введения потенциальных мораториев в будущем.
logo